Шарико-винтовая передача (ШВП) – привод, создающий поступательное движение на основе вращения. Взаимодействие частей узла здесь организовано через шарики, поэтому винт в ходе работы не оказывает прямого давления на гайку. Такой инженерный подход снижает трение, а также увеличивает КПД ШВП, срок службы деталей.
Части привода идеально подогнаны друг к другу, так как в этой передаче важна точность позиционирования. Гайка в шарико-винтовой передаче обычно крупнее аналогичной детали для трапециевидного винта. Увеличение размеров обусловлено каналами, по которым двигаются шарики. Важно знать, что детали передачи от различных компаний не взаимозаменяемы.
Такие приводы разделяют по точности на 2 класса:
- обычные;
- прецизионные.
Чтобы разобраться в конструктивных особенностях всех видов, рассмотрим варианты шарико-винтовых передач ШВП подробнее.
Прецизионные ШВП
У этой передачи степень точности составляет C0-C5 (класс). В ходе проектирования таких приводов используются существенные размеры прямолинейности, дополнительно предустанавливаются отклонения относительно направления. При желании подробную информацию о допусках несложно найти в документации стандартах JIS B 1192 – 1997. Также она присутствует в каталогах изготовителей. У нас есть шарико-винтовая передача Нiwin, отличающаяся надежностью.
Изготовление винтов организовано следующим образом: заготовка нарезается, закаляется, нормализуется, шлифуется. Стоит знать, если винты накатанные, после закалки они сильно деформируются. Изменение размеров велико, поэтому эта технологическая операция при изготовлении винтов в прецизионных ШВП нежелательна. Если же детали нарезанные, то ведет их незначительно. Правда, и в этом случае размеры винта также достаточно искажаются. Чтобы убрать образовавшиеся погрешности, применяют шлифовку. Это дает возможность привести винт шарико-винтовой передачи к необходимой точности.
В прецизионных передачах есть сепараторы шариков. Такая геометрия исключает трение между деталями при движении гайки шарико-винтовой передачи. Важно также, что сепараторы способствуют удержанию смазки. Эти особенности конструкции снижают шум и колебательные действия крутящего момента, увеличивая интервалы технического обслуживания. Шариковый сепаратор исключает посторонние звуки при соударении деталей, который обычно слышен без его использования. Важно также, что здесь шарики двигаются по касательной, и эта особенность устраняет шум при ударении с винтом.
Длительность функционирования передачи объясняется отсутствием трения и хорошим удержанием смазки. Обычно ШВП этого типа долго работают без тех. обслуживания. Если интересует шарико-винтовая передача по ГОСТу, обращайтесь в нашу компанию.
Шариковый сепаратор уменьшает трение и колебания крут. момента, что способствует плавности хода. Эта особенность, а также конструкция механизма и повышенная прочность позволяют прецизионным приводам справляться с работой на высокой скорости. Вы можете видеть чертеж шарико-винтовой передачи, чтобы представлять, как она устроена.
Обычные ШВП
При выпуске этих передач придерживаются слабо жестких требований. Здесь достаточно, чтобы детали изготавливались с классом точности С7-С10. В ходе производства таких ШВП используют нормирование погрешности длины хода на заданном отрезке.
Наиболее распространенные приводы такого типа имеют класс С7. Детали для такого узла обычно изготавливают с точностью +/- 50 микрон. При выпуске задается суммарная погрешность на длине 300 миллиметров, которая не должна превышать 100 микрон. Обычные ШВП такого класса точности производят методом накатки.
Чтобы понимать особенности винтов в этом варианте приводов, приведенной информации хватит. Однако типы и конструкцию гаек полезно изучить подробнее. Наши специалисты смогут объяснить принцип действия шарико-винтовой передачи и гарантируют ее надежность. В них для передачи момента применяют шарики, перемещающиеся по канавкам между взаимодействующими поверхностями, а затем возвращаются на начало своего пути, чтобы повторить цикл заново.