Как снять обгонную муфту с генератора

30.07.2020

Обгонная муфта генератора считается важнейшей частью системы ременных приводов. При замедлении скорости работы двигателя (переключение передач, остановка) инерция генератора создает сопротивление ремню. Муфта же позволяет генератору свободно вращаться или ускоряться при внезапной остановке ремня. Это позволит предотвратить проскальзывание, уменьшить вибрацию, треск и износ. Муфта есть практически на всех новых моделях машин.

Муфта работает напрямую в связке с генератором. При их сцеплении появляется плавность движения, что отлично сказывается на приводе и состоянии самого генератора. В работе отсутствуют рывки и жесткое сцепление. По своему устройству муфта напоминает велосипед. При остановке педалей колеса вращаются в заданном направлении. У устройства два контура – внутренний соединен с валом, внешний – со шкивом. Стопорные функции и мягкость вращения обеспечиваются двумя рядами роликов (подшипники иглового типа). Первый ряд движется по внутренней части и является стопором. Второй ряд служит подшипником.

Когда коленвал разгоняется, ролики сцепляются, и муфта выдает одинаковый крутящий момент на ротор – разгон происходит без остановок. При понижении оборотов двигателя (торможении) ролики разъединяются, внутренняя часть с валом вращается с той же скоростью, с которой наружная понижает обороты. Это приводит к раздельному перемещению ремня и вращению шкива генератора, что сокращает нагрузку на ремень и его износ.

Дополнительно в составе муфты есть эластомерная прокладка, корпус с крышкой из пластика, контактная пластинка с резиновым сальником, 2 втулки (одна с наклонной плоскостью, вторая обычная) и профиль со шлицевым соединением.

Муфта призвана затормозить передачу крутящего момента валу при слишком большой скорости вращения. Также она начинает работать при необходимости передачи крутящего момента в одну сторону. Примерные сроки ее эксплуатации – 100 тыс. км пробега, но иногда она ломается раньше. Причинами становятся механические или естественные повреждения, попадание грязи внутрь или неправильная установка генератора.

Диагностику проблемы нужно определить как можно раньше, иначе будут неисправности в ременной передаче генератора. О проблемах в муфте можно узнать по признакам:

  • Передача «прыгает»;
  • На высоких оборотах повышается шум работы ремня и генератора;
  • При запускании и остановке ДВС слышится треск;
  • При малой скорости передвижения или функционировании кондиционера ощущается легкая вибрация.

Основных поломок муфты две – сцепление обойм или их свободное вращение. Проверка может быть самая простая, а вот для полной диагностики необходимо будет снять генератор. Без инструментов автолюбитель-неспециалист может застопорить ротор генератора отверткой или внутреннюю часть пальцами, покрутить внешнюю обойму в две стороны. Исправная запчасть будет крутиться лишь в одну. В противном случае следует обратить внимание на дополнительные признаки неисправностей: мигание знака батареи на лицевой панели, следы протекающей смазки на сальнике и недозарядность аккумулятора на постоянной основе. Для правильной проверки шкива лучше применять гаечный ключ и особый инструмент. Это связано с тем, что внутри муфты кроется мощная пружина.

Выбрать новую муфту довольно легко. По VIN-коду, особенностям авто и каталожному номеру можно найти запчасть в офлайн или онлайн-магазинах. Специалисты говорят, что не всегда нужно покупать оригинальную запчасть. Для первоначальной комплектации машин муфты мало кто производят. Они поставляются на рынок и продаются под своими брендами. Неоригинальные механизмы стоят дешевле, хотя и их качество будет немного ниже. Популярными являются механизмы, сделанные во Франции, США, Германии, Италии. Чуть менее качественные – японские и бразильские. Автоспециалисты рекомендуют покупать муфты от конвейерных поставщиков. При покупке следует проверить наличие механических дефектов.

При повреждении муфты нет достаточного эффекта погашения вибраций, сокращается возможность передачи энергии на генератор. От этого страдают и остальные составляющие двигателя. Поэтому проверять муфту нужно при каждом техобслуживании. Для снятия и установки запчасти нужны специализированные инструменты. Перед проведением монтажно-демонтажных работ рекомендуется ознакомиться с рекомендациями изготовителя, а лучше отдать машину в руки профессионалам.

Инструкция по замене:

  1. Подготовка инструментов. Это специальный ключ с насадкой-многогранником и двухсторонней битой, ключи на 14 и 17, головка ATA-0415 и вороток Торкс.
  2. Соблюдение осторожности – удерживание вала шкива с помощью динамометрического откалиброванного ключа. Деталь не является взаимозаменяемой, то есть нужно соблюдать выбранный тип для конкретного автомобиля.
  3. Отсоединение минуса от коробки. Съем штуцера патрубка.
  4. Демонтаж бачка абсорбера, снятие шланга.
  5. Ослабление и демонтаж ремня генератора.
  6. Откручивание гайки крепления шестигранной битой при параллельном удерживании или прокручивании вала в другую сторону. Проворачивание вала ротора генератора против часовой стрелки при шкиве с правой резьбой и по часовой стрелке – с левой резьбой.

Если не сказано иного, момент затяжки для большинства машин составляет 65 фунтов силы-фут/90 Нм. Слишком туго закручивать не нужно.

После снятия со шкива повторно использовать защитный колпачок из пластика нельзя – только новый с новой сменной деталью (он защищает от попадания грязи внутрь). Нельзя устанавливать колпачок, пока не будет уверенности в закреплении муфты как надо. Потому что после установки снятие колпачков будет сопровождаться их повреждением. Если не получается снять муфту с недемонтированного генератора, то его нужно снять.

Ремонт муфты также возможен, но к нему прибегают реже. Во время ремонта специалисты могут отшлифовать внутреннюю поверхность, заменить вкладыши или ролики. При сборке нужно соблюдать четкость заклинивания роликов и соосность деталей, чтобы муфта двигалась плавно.

Рекомендуемые товары