Содержание:
Понятие класса точности шарико-винтовых пар
Заказывайте ШВП у компании Антриб
Шарико-винтовая передача (ШВП) представляет собой один из видов линейного привода. В ее составе находится:
- ходовой винт с резьбовыми канавками криволинейного профиля;
- гайка, в которую интегрированы шарики;
- возвратный механизм для шариков.
Такая передача трансформирует винтовые вращательные движения в гаечные поступательные. Целью использования ШВП является построение оборудования, включая высокоточное (прецизионное) и промышленное. Качество и технические свойства передачи влияют на степень точности результата работы механизма.
- пониженный износ за счет отсутствия потерь, связанных с трением при скольжении;
- высокий КПД (не меньше 90 %);
- позиционирование и осевая жесткость высокой точности;
- хорошая динамическая способность на низких оборотах;
- относительно небольшие габариты.
Понятие класса точности шарико-винтовых пар
Общую характеристику точности ШВП, которая определяется предельными погрешностями инструментов, называют их классом точности. Его характеризуют следующие параметры:
- резьбовое расстояние;
- геометрический допуск;
- уровень поверхностной гладкости;
- люфт;
- стартовое значение момента;
- температурный режим работы.
По способу производства подобные передачи бывают:
- катанными. Изготавливают холодным прокатыванием, в процессе которого винтовая резьба делается с помощью специальных валков. Относятся к транспортной группе, поскольку за счет зернистости поверхности позволяют совершать перемещения не такие плавные и точные, как прецизионные пары;
- шлифованными. В таких узлах канавки винта проходят закалку с многоступенчатым шлифованием. Применяют для высокоточных устройств. Относятся к прецизионной группе.
Применяется также прецизионное накатывание, предполагающее комбинацию обоих способов резьбовой обработки.
В зависимости от применения различают 2 основные группы ШВП:
- транспортная (обычная, с зазором). Такие передачи с низкой точностью за счет наличия осевого люфта используют для перемещений, которые измеряют отдельно, не учитывая угол винтового поворота. Примеры: передвижения с небольшим сопротивлением (в дверных, вентильных приводах), решение транспортных задач (в подъемниках), станочное оборудование;
- позиционная (с натягом, прецизионная). Применяют при необходимости решения высокоточной задачи. При этом не допускается холостое движение. В таких случаях передачи предполагают наличие прочных связей гаек и узлов. Снижается стержневая динамическая нагрузка благодаря строгой зависимости винтовых оборотов от гаечных перемещений.
К каждой из этих групп предъявляют свои требования, включая и по классу точности. Обычно у позиционных передач точность выше, а в транспортных – больше величина люфта. Улучшают показатели транспортных узлов с помощью:
- создания преднатяга. Предполагает прикладывание к паре определенных усилий для получения необходимого уровня осевой жесткости. Способствует снижению общего стержневого вибрирования и стабилизации гаечной оси по отношению к винту;
- увеличения диаметра шариков;
- использования сдвоенной гайки.
ОСТ 2 Р31-4-88 регламентирует точность ШВП в России, определяя следующие классы:
- для транспортных (Т): Т1, Т3, Т5, Т7, Т9, Т10;
- для позиционных (П): П1, П3, П5, П7.
Иностранные стандарты DIN 69051, Part 3 ISO 3408-3 предусматривают следующие классы точности передач:
- для транспортных: С0, С1, С3, С5, С7, С10;
- для позиционных: С0, С1, С3, С5.
Важность точности ШВП
Подобные передачи зачастую применяют в следующих отраслях:
- металлургической;
- текстильной;
- пищевой;
- авиастроительной;
- ракетостроительной;
- автомобилестроительной.
К примеру, фрезерные станки с автоматическим режимом работы предназначены для обработки заготовок и ее точность играет большую роль. Если оборудование неточно выполняет свой функционал, то это приводит к потерям ценных материалов, рабочего времени. В результате бизнес несет убытки.
С помощью шарико-винтовой передачи режущий инструмент движется вдоль заготовки, в процессе мощность двигателя преобразуется в силу резания. Благодаря шарико-винтовой паре шпиндель перемещается, а значит, от точности работы передачи зависит уровень качества обработки.
Востребованность шарико-винтовых пар объясняется их способностью обеспечивать:
- более жесткие допуски в сравнении с винтовыми узлами стандартного типа;
- работу с менее выраженным трением благодаря применению шариковых подшипников.
Для обеспечения приемлемого уровня точности для станочного оборудования с ЧПУ, требуется правильное проектирование и конструирование узлов. Люфт представляет собой зазор, расстояние, допустимое для смещения винта с гайкой по отношению друг к другу без взаимных вращений. Он, как правило, сводится к минимальному значению благодаря шарико-винтовой паре. В отличие от такого вида передачи традиционный винтовой узел, в котором есть любое свободное перемещение, может провоцировать несоответствие в скорости работы двигателя и шпинделя. Отставание шпинделя снижает точность работы фрезерных станков с ЧПУ. Это происходит по причине зависимости точности обработки заготовок от каждой детали, которая перемещается согласно запрограммированной траектории для инструмента.
Поскольку станки в отличии квалифицированных операторов с опытом не способны на распознавание люфтов, то и отреагировать надлежащим образом не могут. Но с хорошей конструкцией шарико-винтового узла люфт минимизируется либо устраняется совсем, что гарантированно обеспечивает автоматизированную обработку деталей высокой точности. Комбинация точной ШВП и автоматического рабочего режима оборудования с ЧПУ позволяет обрабатывать сотни заготовленных деталей в жестких границах допусков и при минимальном контроле в лице специалиста.
Заказывайте ШВП у компании Антриб
Предлагаем на выгодных условиях ШВП в Москве, других регионах России. Удобный каталог ШВП поможет выбрать необходимый узел для фрезерного станка и другого оборудования. Специалисты помогут подобрать оптимальный вариант. Также оказываем услуги установки и сервисного обслуживания.